У меня возник серьезный вопрос. Про детей. И их воспитание. По мотивам не так давно обсуждавшегося здесь поста про мальчика, у которого возник в школе конфликт с одноклассницей.
Вопрос простой, но ответа нет: а что делать?
Вот что делать ребенку, который попал в атмосферу травли или его задевают другие дети в классе?
Я вообще за то, чтобы решать разногласия мирно, за всякое там "не навреди", но давайте будем откровенны.. Людей, которые могут себя прям ПОСТАВИТЬ так, чтобы их "нет" восприняли сразу как "нет" и свалили - не так много. Или тех, кто умеет абсолютно равнодушно взирать на обидчика, что тот просто рано или поздно "отстает".
Мы взрослые люди и как бы решать, например, на работе, конфликты мордобоем и матом не совсем серьезно. Да и наказуемо. Что могут сделать взрослые? Обратиться к начальству, уйти с работы, игнорировать, прокачать дзен и так далее.
Но что делать ребенку? "Прокачать дзен" даже не каждый взрослый может. Делать лицо кирпичом можно долго, но обиды откладываются внутри - это многие рассказывали в том посте. Игнорировать так, чтобы подначки не распалялись - тем более. Тут определенный характер нужен, а те дети, которые подвергаются травле, обычно как раз-таки из тех, кто так не умеет.
Какие способы решения конфликта есть у ребенка? Если честно, мне на ум приходит только банальная потасовка с дракой и прочим таким. Типа яростного сопротивления и чтобы обидчики поняли, что терпеть их подначки никто не будет.
Но и тут тоже подводные камни. А если кто-то пострадает? Или этот самый ребенок? А если подкараулят отомстить после школы толпой и так далее?
Я, блин, чувствую, что насилие - не выход и что метод "дать по морде" - так себе. Но я не знаю, а что тут еще можно предложить?
С одной стороны, драка тоже не выход, но с другой - какие способы воздействия есть у ребенка, учитывая, что его "противники" - тоже дети и на данном этапе развития мозгами и высокой степенью разумности еще обделены?
Вот что вы думаете?
Вопрос простой, но ответа нет: а что делать?
Вот что делать ребенку, который попал в атмосферу травли или его задевают другие дети в классе?
Я вообще за то, чтобы решать разногласия мирно, за всякое там "не навреди", но давайте будем откровенны.. Людей, которые могут себя прям ПОСТАВИТЬ так, чтобы их "нет" восприняли сразу как "нет" и свалили - не так много. Или тех, кто умеет абсолютно равнодушно взирать на обидчика, что тот просто рано или поздно "отстает".
Мы взрослые люди и как бы решать, например, на работе, конфликты мордобоем и матом не совсем серьезно. Да и наказуемо. Что могут сделать взрослые? Обратиться к начальству, уйти с работы, игнорировать, прокачать дзен и так далее.
Но что делать ребенку? "Прокачать дзен" даже не каждый взрослый может. Делать лицо кирпичом можно долго, но обиды откладываются внутри - это многие рассказывали в том посте. Игнорировать так, чтобы подначки не распалялись - тем более. Тут определенный характер нужен, а те дети, которые подвергаются травле, обычно как раз-таки из тех, кто так не умеет.
Какие способы решения конфликта есть у ребенка? Если честно, мне на ум приходит только банальная потасовка с дракой и прочим таким. Типа яростного сопротивления и чтобы обидчики поняли, что терпеть их подначки никто не будет.
Но и тут тоже подводные камни. А если кто-то пострадает? Или этот самый ребенок? А если подкараулят отомстить после школы толпой и так далее?
Я, блин, чувствую, что насилие - не выход и что метод "дать по морде" - так себе. Но я не знаю, а что тут еще можно предложить?
С одной стороны, драка тоже не выход, но с другой - какие способы воздействия есть у ребенка, учитывая, что его "противники" - тоже дети и на данном этапе развития мозгами и высокой степенью разумности еще обделены?
Вот что вы думаете?
проблему по итогу решил ТОЛЬКО перевод в другую школу
если человек, пусть маленький, в течение долгого времени не прижился в коллективе - он и не приживется.
Помнится, стратегия была подробной, но сейчас под рукой этой тетради нет.
Там точно были пункты:
1. Не обращать внимания на попытки тебя высмеять, смотря на высмеивающего как на лошару с возгласом в стиле: "че бля, еще не повзрослел" или "че, детство в жопе играет"? Шутить больше и переводить в шутку любую нападку, причем быстро и сразу же переключая внимание на третий предмет. Можно так же шутливо, но совершенно неожиданно польстить, но только если это парень или мужеобразная девка - в стиле: "о да, мой повелитель", апеллируя к известным чувствам.
2. Не дружить о сомнительными на предмет стравливания и интриг бабами, не таять в мнимой "хорошести" отношений, не доверять, лучше вообще прекратить общение.
3. Носить в напульснике лезвие на крайний случай.
4. Дружить только с пацанами и привлекать их на свою сторону. Дружить так, чтобы эмоциональный и интеллектуальный фон отношений подразумевал, что они умные, взрослые и интересные, - даже самые недалекие и придурковатые. Они подтянутся.
5. Иметь основной круг общения вне школы, свои компашки и тусовки, в которых не будет баб.
6. Ни в коем случае не говорить в негативном ключе с кем-либо о третьих лицах, быть ровной со всеми одноклассниками и переводить попытки кого-то обсмеять или обосрать в конструктивное или положительное русло, либо переключать тему.
PS Надо учитывать, что я разработала стратегию именно как баба против баб-интриганок, у меня с того периода хорошая такая мизогиния, с трудом излечившаяся моей лучшей подругой.
Всегда выбирают самого слабого в классе и травят его, ну, или почти всегда. И в редких случаях (по моему опыту) речь о слабом физически (то есть который физически (а не морально) не способен дать сдачи никогда).
Поэтому выход - не прокачка дзена. Видели пост недавний о девушке и ебанутом мужике, который травит ее на работе? Ей не советовали дзен прокачивать, а советовали решать проблему. детям же почему-то постоянно советуют прокачивать дзен, как будто ребенок может абсолютно абстрагироваться от травли. Из абьюза бодренькими не выходят, это пишут во всех комментах к постам про отношения.
В постах про абьюз говорят: дай сдачи (пусть не физически), убегай, разводись, решай проблему.
А в постах про детскую травлю пишут "потерпите" или еще хуже "я вот смогла забить на этих дураков и норм". Это во всех случаях наглая ложь, потому что не норм. Вот вообще не норм - игнорировать проблему, она только увеличивается, социальные навыки атрофируются, и это в психологическом плане ну очень плохо.
Я не психолог и не родитель, не сумею подсказат правильное решение. Но в различных ситуациях помогает разное. Я в свое время дралась - в детском саду и в детском лагере.
В детском саду ударила мальчика ногой в живот, и с тех пор он меня не трогал.
В лагере ударила девочку (разбившую мне нос, впрочем) ногой в солнечное сплетение. Больше конфликтов не было.
Я никогда не выбирала вариант нажаловаться родителям/чужим родителям/учителю в школе, но зато уже использовала этот метод при унизительном конфликте на работе. Кому-то и в школе этот вариант подойдет, но я считала его крайним и умела решать проблемы без взрослых.
В школе получилось подружиться с нужными ребятами. Мальчики у меня списывали, с девочками мы помогали друг другу в учебе, гуляли, выбирали одежду, красились, бла-бла. По факту почти с любым человеком, с которым ты проводишь настолько много времени, можно найти что-то общее, найти к нему подход.
Это может быть как потенциальный обидчик - и он тебя не тронет, так и потенциальный защитник - а толпу никто обидеть не сможет.
Безусловно, у меня все это получалось потому, что родители не обосрались в этом.
Кому-то повезло больше, у них вообще не было ситуаций, где приходилось защищаться.
Но также я видела людей, которые были замкнутыми много лет и по-настоящему раскрылись только в ВУЗах, когда полностью сменили круг общения и город. И смогли начать с нуля.
Это - тоже опция, только нахуя лишать себя прекрасных школьных лет, когда можно не лишать?
Поэтому терпеть - самый плохой в мире совет. Про изнасилование мы, про школьную травлю или про семейный абьюз. Терпеть нельзя.
Много раз пишу про это, потому что бомблюсь от комментов к прошлому посту)))
Мне даже это не помогло.) Город был маленький и те, кто выражал мне агрессию в прежней школе - были знакомы с детьми из новой школы. :/
Вот потому и создала пост. Даже взрослый не может полностью уйти из "зоны поражения" абьюзера. А уж ребенок и подавно. Стало интересно, что дельного и реально решающего проблему можно посоветовать.
А про то, как найти друзей, миллион мультиков и книжек же. Мне кажется, это нормальный навык для ребенка, а в начальных классах - нормальная потребность для всех. Поэтому баг в этом - проеб, надо фиксить причину (почему ребенок не научился дружить, почему за него никто не заступается, почему ему так трудно найти друзей), а не следствие. Потому что если провести воспитательную беседу с Петей, завтра того же ребенка будет бить уже Вася, а в институте - Егор, и так до пенсии, если ребенок чудом не пофиксит ситуацию сам.
Если ребенок реально может подраться - пусть. Но всегда есть риск того, что заводилы не просто дадут сдачи, а соберутся группой и побьют ребёнка коллективно где-то в тёмном углу. Далеко не все заводилы способны только помыкать другими людьми и словесно оскорблять, есть и такие оторванные, которые не погнушаются и избить, и подрезать, и ещё и на видео издевательства снять и в Ютуб выложить.
От себя я посоветовала бы именно переводить. Уж поверьте человеку, который из ситуации травли (правда, подростковой) вышел с депрессией и уже седьмой год как не может её побороть - организм на нервной почве просто сдал.
На меле есть множество отличных статей на тему буллинга: mel.fm/2016/10/17/anti_bullying (как раз про то, что совет "дать сдачи" бесполезен)
mel.fm/2016/09/05/bullying_school
mel.fm/2016/06/02/bulling_myth
Ну и всякие рассуждения на тему:
mel.fm/blog/albina-shakirova/96350-libo-uchitel...
mel.fm/2016/02/16/persecution
И вот почувствовав на своей шкуре такое, я могу с уверенностью сказать - бить.
К черту разговоры, игнор, умение отстоять себя словесно. Люди бывают непробиваемые и их в ответ не заденешь, только обсмеют.
Отдавать ребенка в любую секцию, где учат драться. Один раз вмажет обидчику, больше будет не повадно лезть. Я в школе была бы счастлива отметелить девочек меня обижавших, но я была мелкая и слабая, а они лошади здоровые.
К слову, обычно сверстникам достаточно знать, что вот эта на самбо ходит или там на дзюдо, чтоб уважать и не задирать. Перспектива получить в морду от того кто умеет очень остужает. У нас был мальчик каратист. Скромный, милый, таких обычно чмырят, но его не трогали, боялись что разозлится и вломит. А он ни разу за все время не дрался ни с кем. Просто знали что каратист с каким-то там крутым поясом
И вот почувствовав на своей шкуре такое, я могу с уверенностью сказать - бить.
Я вас поддержу, хотя мне помог мозг, бить не пришлось. Но в очень многих случаях, особенно среди пацанов, помогает только это.
Вот, кстати, да. Мне очень помогло, что со мной дружили популярные девочки класса, которые защищали от нападок мальчишек, которые со временем сошли на нет. Наличие друзей в классе может спасти ситуацию.
Моя ошибка была, наверное, в том, что я побоялась рассказать об этом родителям, позже маме говорила — меня дразнят в классе, а она отвечала стандартное «не обращай внимания». Ну я старалась не обращать, не показывать слабость, по крайней мере. Но да, сдачи меня давать не учили, а зря, наверное. Учили «быть выше этого», и я росла послушной и тихой девочкой. Хотя не знаю, смогла бы я дать сдачи нескольким девчонкам сразу.
Потом перешла в другую школу, там всё было адекватно)
Плюсую к тому, что в такой ситуации хочется поддержки родителей. Я не хотела, чтоб родители за меня в школу приходили разбираться, каким-то позорным казалось (6-7 класс), но хотелось хотя бы нормально поговорить по душам, получить совет. А не просто «они дураки, забей».
Дразнили в младшей школе капитально (инвалидность+толстая+очки), немного пытались бить, причем парни в основном. Девочки только "подпевали". Тогда был ответ один - бить. Причем бить сразу же и больно. Я к старшей школе с ребятами подружилась в итоге, все хором говорили о том, что меня больше уважать начали. И не трогали не столько из-за страха, сколько из-за "она не слабачка, оказывается!" Это было не очень сложно, надо было просто периодически "подтверждать" статус кво, когда пытались лезть.
Сложнее стало в средней школе, когда меня начали травить девчонки. Парни к этому моменту просто отстали. Заводилой была одна девочка, и это был ад. Все тонко, хитро и недоказуемо. Жвачка в волосах, подножки, испорченные тетрадки... Вот это было просто ужасно. Один раз оттаскала за косу одну из ее подпевал, но и только, даже больно ей не было, блин, только страшно. В итоге та девочка-заводила подставила саму себя. Один раз я ее слегка толкнула на уроке, после чего вечером у нее оказалось сотрясение мозга. Обнаружилось оно после тренировки по кикбоксингу. Меня таскали в детскую комнату милиции, но, понятно, учителя были на моей стороне. И подпевалы, собственно, тоже в тот момент решили прекратить "подпевать", уж больно идиотской ситуация тогда была. Ну а через короткое время она поменяла школу.
Кстати, до вызова в детскую комнату милиции моя мама ничего не знала. Как-то мне тогда казалось, что это мои проблемы и я сама должна их решать.
К концу школы сдружилась с парнями. Сначала это было типа партнерства ("я тебе сделаю английский, ты принесешь учебник на такой-то урок" и т.д.), потом сдружились. С девушками были ровно-положительные отношения, с парой дружила.
НИПАМАГЛО. х)
Я переехала в другой город в 10-м классе. Сначала попался класс ну с натуральными отморозками. Я хорошо училось. Это стало спусковой тряпкой. До того, как их действия стали более разрушительными - я перевелась.
А там, блять, такое случилось, что на хорошие отношения с коллективом можно было не рассчитывать
старалась в школе проводить как можно меньше времени, вплоть до прогулов. отращивала толстокожесть искусственно. очень хотелось поддержки родных, а не вопросов от мамы: "а чем я тебе помогу?". Простое сочувствие и попытка отвлечь мне бы в то время не помешали.
после девятого класса попросила маму перевести в физико-математический лицей, там как раз с десятого класса учили. в лицее не сдружилась с компанией парней из параллельного класса, но толстокожесть помогла, а со временем я еще и злоязыкость прокачала. когда насмехались надо мной - я насмехалась в ответ.
сейчас придерживаюсь принципа " важно только мнение близких, все остальное не ебет".
во мне вообще долгое время все противилось этой идее – ну типа что за бред, как так можно, взрослый человек – идти пугать ребенка, ну вот это все
но потом я вспомнила ситуации из детства разные. например, когда я подвергалась травле, мама говорила мне разбирайся сама и никогда ни во что не вмешивалась, типа она выше этого.
я чувствовала себя, как сейчас понимаю, достаточно беззащитно, плюс смотря, как за других детей родители стоят горой и грызут шеи, была какая-то обида что-ли, что вот меня так никто не защитит.
а когда я травила одну девочку – ну, как травила, какую-то дурацкую шутку про нее постоянно форсила, типа она Пэрис Хилтон лол, че-то такое. Ко мне однажды ее отец подошел перед школой и сказал на ухо реально – если еще раз услышу что ты мою дочь обижаешь, я тебе сначала одно ушко отрежу а потом другое (sic!) то есть по сути конечно пиздец какой-то и я себе не очень представляю, как я могла бы такое сказать ребенку чужому, НО. Нужно заметить, что от этой криповой фразы у меня никаких психологических травм не отложилось, единственное, на что она повлияла – так это на то, что я реально перестала обзывать ту девочку, типа себе дороже. А вот от того, что за меня мама никогда не хотела постоять и напугать моих обидчиков и тд – вот от этого, наверное, травмы до сих пор есть.
Так что, видимо, это реально нормальный и действенный метод. Всякое там "ну тогда ведь ребенка будут уважать не за то какой он а из страха перед его родителями!11рас", как я раньше считала, это все неприменимо к начальной школе,к детям.
Я одно время училась в классе с довольно нездоровой атмосферой, меня тогда напасть миновала, но там каждый ответ силой в мальчишеских разборках приводил только к ещё более серьёзной травле. Сейчас я понимаю, что не будь там убогими учителя, проблемы бы не было вообще. Если дело в нездоровой атмосфере, буллинг не уйдёт никогда, лучше перевести ребёнка в другую школу. Причём это был частный лицей с довольно высокими стандартами, но пока оттуда не ушли некоторые зачинщики + пока там не сменился преподавательский состав, на переменах постоянно были какие-то разборки и доходило до травм.
А если бы кто-то привел родителей, над ним бы стали издеваться вдвое больше, как над лошарой.
Помогло только уйти, но я и так хотела в экстернат)
В отращивании дзена большим подспорьем являются успехи и авторитет вне школы: олимпиады, секции, музыка, вотэвер.
Я понимаю, вам как нормальному человеку претит насилие. Но ведь дать сдачи вербально, найдя слабое место и прицельно унизив, – тоже насилие, психологическое. Тогда уж можно и побить. В школе границы не отстаиваются без насилия, к сожалению, потому что эмпатия, сострадание – не врождённые, им надо учить, а если одноклассника не научили, что вот так делать и говорить плохо, потому что другому от этого больно, то остаётся либо дальше страдать, либо эффективно пресекать. Тут уж вопрос ребром, что тебе дороже: собственное душевное здоровье или абстрактный принцип "драться нехорошо".
Почитайте на лурочке "Советы омеге" ) lurkmore.to/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B...
Пока не перевели, спасалась как могла игнором, пару раз, доведенная до состояния аффекта, била тех, кто попадался на тот момент, а вообще, вплоть до неудавшейся по причине подростковой тупизны попытки самоубийства.
Школу ненавижу, если вдруг будут у меня дети, домашним обучением обойдутся. Нет у меня такого врага, детям которого хотелось бы школу пожелать.
про друзей - я имею ввиду не прям близко-дружеские отношения, а просто хорошие приятельские, но не с одним человеком (один может быть близкий друг), а с третью класса, например. то есть под "дружить" я имею ввиду не найти друга, а строить здоровые отношения со всеми или хотя бы со значительной частью.
дружить с одним поможет, только если он - лидер, но дружба частенько заканчивается, как у вас случилось, поэтому 1 друг не гарантия безопасности, конечно(((
одна из наших самых мммм затравливаемых девочек в классе дружила со мной в старших классах. пока она со мной рядом - ее не задирали, но мне было с ней не слишком интересно, я часто отваливалась, и ее, конечно же, тут же начинали травить.
а если ты дружишь с десятком человек, желательно и с хулиганами, то все будет проще.
мне, правда, так и не удалось подружиться с нашим главным хулиганом (поэтому он меня периодически беззлобно, но обидно, задирал), но дружба остальных мальчишек давала какую-то уверенность в том, что на меня по крайней мере точно не пойдут толпой (в моральном смысле в том числе).
везде пишу А ВОТ Я, не потому, что я такая охуенная, просто могу только на своем примере рассуждать, извините
Эллеонор, мне кажется, в таких случаях это всегда проеб родителей все равно. то есть вот вы переводитесь - у детей нет бэкграунда о вас, даже если вы последнее говно, это не будет ясно сразу, есть время влиться.
но это гораздо легче делать в младших классах, имхо, подростки менее дружелюбны априори, новый человек может оказаться долгожданный объектом насмешек, которого раньше не было.
мои размышления скорее к раннему детству подходят, то есть лет до 13.
Ну вот и думаю как примерно то же самое.
Но выше верно говорят - надо учитывать, что ответом на насилие может быть еще большее насилие.
Я вообще против школы... забавно, школы как института?) Ну да, школы как социального института. Там во всем насилие, от неинтересных ненужных предметов и задрачивания на оценки до агрессии в коллективе
Был и один стыдный для меня эпизод. В лагере одна девочка из неблагополучной семьи стащила из моей сумки мой свитер и напялила на себя. До этого она вытягивала прокладки, и они пошли по рукам всего отряда. Я вошла и это увидела. Очень рассердилась. Дело закончилось клоком её волос в моей руке. А потом мне стало жалко эту девочку. Ей не так повезло в жизни, как мне. В итоге мы даже умудрились найти общий язык.
У меня есть дочка. Она ходит в садик. Там всё хорошо. У неё полно друзей, её все любят. Но я и её учу, как учил меня папа, давать сдачи, никого не бояться. Папа рассказывал случай из армейской жизни. Когда он был новеньким и его пытались прогибать, он полез в драку с самым противным парнем. В итоге моего папу отлупили. Но зато зауважали и поняли, что он не слизняк. В детском коллективе всё так же.
И с другой стороны о ситуации. Я волею судеб классный руководитель. При этом все получилось случайно, опыта работы в школе у меня почти нет, но отказаться не вышло. И у меня в классе травят одного мальчика (7-й класс). Постоянно провожу воспитательные беседы с детьми, с родителями, с завучем уже педсовет собирали. Но, чесслово, дело и в самом мальчике тоже. Точней, родительском воспитании и внимании. Его моральные качества уже в этом возрасте оставляют сильно желать (и подставит, и соврет, и обед чужой украдет, и обзовет обидно, и т.д.). И вот я не знаю, что с этим можно сделать. С удовольствием послушаю советы.
А в другом 7-м классе девочку донимают. Я на своих уроках их пресекаю, само собой, сама она тоже за словом в карман не лезет. Одноклассников считает дураками, и это считывается. Потому и лезут, видимо. Но, конечно, хотелось бы совсем это прекратить.