09:59

У меня вот возник вопрос.. Как вы обращаетесь к незнакомым детям? Я имею в виду.. Я заметила, что в нашей культуре по умолчанию считается нормальным обращаться к детям и подросткам на "ты". Порой даже по отношению к взрослым незнакомым от более старших людей звучит "тыканье".

И мне стало интересно... Как вы сами считаете верным обращаться к детям? Просто.. У меня есть проблема, что даже вроде и хочется обратиться уважительно, но у нас даже форм таких не предусмотрено. "Девочка, вы можете..." - звучит как-то смешно. А обращение "девушка" к десятилетней - тоже звучит коряво. И даже более того - это "вы" даже порой при обращении к подростку - просто не срывается с языка, хотя казалось бы. Даже просто вот.. НИКАК. Приучили как-то так в культуре, перестроиться сложно. Но мне кажется важным не обращаться к незнакомым детям и молодым людям фамильярно, ибо и так слишком часто относятся к ним несерьезно.

В общем, меня волнует этот вопрос и я хотела бы его обсудить с теми, кто тоже об этом думал или просто имеет какие-то мысли на сей счет. Может в вашей семье/городе/стране принято как-то иначе?

@темы: Другое

Комментарии
23.11.2016 в 10:09

angry always red | женщина-гиена и лопата судьбы | свят ли гамбургер из священной коровы?
Я с незнакомыми людьми любого пола и возраста избенаю обращений и личных окончаний вообще. Потому что норм нет, и нарваться легко.
23.11.2016 в 10:11

Детей до 13 (14) зову на "ты"
С 14 - "Вы"
Мне кажется, маленьким детям самим будет странно и неудобно, если им начнут "выкать"
23.11.2016 в 10:13

Yeah, I fell out of bed the first night I was sleeping here. That’s about as close to skydiving I got this week (c) Andy Roddick
к детям до 6 лет примерно на ты, дальше на вы.
мне кажется дети в раннем возрасте еще не способны понять социальное значение обращения на вы, и вообще, обычно, когда разговариваешь в ребенком, нужно опускаться к нему сверху вниз, я считаю, что это касается и обращений тоже
23.11.2016 в 10:14

Глупо останавливаться на достигнутом, не достигнув возможного
думала на эту тему. "тыкать" (как унижение) для меня больше выражается в тоне. нет ничего зазорного говорить и слышать "ты", есть неуважение, когда говорят с интонацией, с высокой позиции. с детьми нечасто общаюсь, начинала бы с вы, но тк инициатива перехода с вы на ты остается за старшими по этикету, кем по умолчанию, буду я, то после пары предложений, если контакт налажен, могу перейти не спрашивая на ты. сама по-разному буду относиться, если ребенок-подросток называет меня на вы. из уст некоторых, по каким-то моим чисто субъективным оценкам, мне будет комфортно, некоторых буду просить называть меня на ты и не поправлять, если первое время им будет не комфортно. мне важно послание, а не обертка, в которую оно завернуто.
23.11.2016 в 10:19

ringyoko, Нарваться? В каком смысле?

Auge, Мне вот ПЧ одна тоже написала, что в детстве обращений на "вы" боялась. И я подумала, что да, если в культуре не принято, то сам ребенок может почувствовать себя некомфортно.

Анна Роддик, до 6 лет примерно на ты, дальше на вы.
Просто у нас, как я упоминала, и гораздо к более старшим людям принято на "ты". И я вот думаю, что делать.

когда разговариваешь в ребенком, нужно опускаться к нему сверху вниз, я считаю, что это касается и обращений тоже
В смысле - "опускаться"? В прямом смысле присаживаться, чтобы не глядеть на него сверху?

Mel.Anna, Спасибо за мнение. Я подумаю над этим и что тон в разговоре тоже важен.
23.11.2016 в 10:19

goroshina
Я вобще не понимаю этого пренебежительного отношения к местоимению "ты", чем оно так оскорбительно?
Обычно я не общаюсь с чужими детьми (то есть совсем незнакомыми), детям всех своих приятелей не считаю зазорным сказать "ты", их ко мне прошу тоже на "вы" не обращаться :)
23.11.2016 в 10:30

там, где раньше тигры срали, мы проложим магистрали.
я к тем незнакомым детям, кто на вид старше младшеклассников, обращаюсь по умолчанию на вы и барышня/юноша.
вообще считаю, что в русском речевом этикете проблема тыканья очень острая. да, в вузах преподаватели к студентам уже на вы обращаются, но в школах, даже в старших классах, это редкое явление, вечно на ты и по фамилии. а потом это тыканье дальше идёт, и на работе люди считают нормальным обращаться к коллегам на ты и по фамилии. :facepalm:
мне кажется, проблема не в самом местоимении, а в том, что у нас нет общепринятой речевой нормы, и каждый понимает ее как хочет, отсюда и возникает недопонимание - кому-то хочется, чтобы неблизкие люди только на вы обращались, и сам ко всем на вы, а другой, наоборот, считает, чего выкать, тут все свои.
23.11.2016 в 10:30

Vampiressa, Я вобще не понимаю этого пренебежительного отношения к местоимению "ты", чем оно так оскорбительно?
Я думаю, для меня оно связано в целом с несерьезным обращением с детьми. Возможно, ассоциации из детства, когда малознакомые люди считают нормальным не просто "тыкать", но и как-то предъявлять какие-то претензии, воспитывать или относиться как к "пустяку", хотя ты вроде с ними не знаком особо и ничем не заслужил такое отношение. А оно такое, просто потому этожребенок.
23.11.2016 в 10:32

Koffein_frei, вечно на ты и по фамилии.
Для меня в школе было приятным опытом, когда какая-то учительница обращалась к нам на вы. Я чувствовала, что ко мне относятся серьезно. По моему сообщению для Vampiressa понятно, что для меня эта проблема много значит, так как в детстве я терпела неудобства из-за несерьезного ко мне отношения.

мне кажется, проблема не в самом местоимении, а в том, что у нас нет общепринятой речевой нормы
Согласна.
Ну и в принципе не развито отношение к детям НЕ как к дибилам ниже тебя по уровню.
23.11.2016 в 10:33

cross you out ✖ Sanctimonia vincet semper
До 14 лет на "ты", после на "вы". Обращаться на "вы" к маленькому ребенку нелепо и создает обоим оппонентам дискомфорт.
23.11.2016 в 10:35

Забрать ее просили всей деревней. Дракон отбился. Подлый ящер.
Лет с 13-14 уже на "вы", до этого - на "ты"
23.11.2016 в 10:40

там, где раньше тигры срали, мы проложим магистрали.
Эллеонор, у нас до девятого класса тоже только одна учительница в классе обращалась на вы, а на ты переходила только в личной беседе. два последних года я училась в очень хорошей школе, и там многие учителя с учениками были на вы - типа, нас так готовили к взрослой жизни и учёбе в университете. хотелось бы, чтобы это была более распространённая практика. конечно, к детсадовцам на вы, наверное, не очень, но для средне- и старшеклассников это должно быть нормой.
23.11.2016 в 10:45

Koffein_frei, Соглашусь. Да, наверное к детям еще более нормально на ты - хотя бы потому, что им и самим так комфортнее. А вот к более старшим уже можно на вы, чтобы как-то подчеркивать уважительное отношение. мне так кажется, по крайней мере.
Спасибо вам за точку зрения.
23.11.2016 в 10:46

Перестань тосковать. Ты портишь радость сегодняшнего дня, заглядывая в завтра.
Когда я в 12 лет перешла в математический класс, наша новая классная руководительница обращалась к нам на вы, что было очень неожиданно и приятно.
23.11.2016 в 10:54

Эллеонор, я тоже люто стрессанула, когда после 9 класса ушла в училище, и мне там все резко начали "выкать" (Мне лет 15 было). Но это было в принципе понятно, все стали взрослыми ответственными людьми :laugh:
Не вижу ничего унизительного в обращении "Ты" к детям. Ну да, отношения старших и младших, никто и не отрицает :hmm:
23.11.2016 в 10:58

Эстетствующий Алкоголик
Лет до 16 на "ты". Мне дико представить, как можно обратиться к мелочи пузатой на "вы". И я, кстати, не вижу ничего ужасного в этом.
23.11.2016 в 10:59

Именем Пресвятой Революции, сгинь, вредное суеверие!
Лет до 5-6 называю на "ты" и "малыш". Потом только "Вы" и без обращений.
Мне в детстве безумно нравилось, когда мне "выкают", сразу важная такая становилась, и совсем иначе относиться начинала к людям, которые с таким уважением ко мне, малолетней писюхе. :gigi: А уж учителя, которые обращались на "Вы" и по имени, а не по фамилии, это просто любовь была.
23.11.2016 в 11:16

у тебя остаешься - ты
К детям на "ты", потому что "вы" это излишний официоз и формальность. Исключение ситуации типа разового вопроса "вы не подскажете как пройти?.."
23.11.2016 в 11:22

Yeah, I fell out of bed the first night I was sleeping here. That’s about as close to skydiving I got this week (c) Andy Roddick
Я вобще не понимаю этого пренебежительного отношения к местоимению "ты", чем оно так оскорбительно?
для меня ты не оскорбительно, для меня ты - это пускание человека в круг близких мне людей. когда я хочу держать дистанцию или совершать субординацию, я говорю "вы". я очень долго училась общаться со своими тренерами на "ты", хоть они и младше меня (внезапно), мне очень непривычно.
то же самое с подростками и детьми - когда они незнакомые мне люди, я буду держать дистанцию и демонстрировать эту дистанцию обращением на "вы"
кстати, когда была подростком, если я на кого-то обижалась или злилась, я, вместо оскорбления, начинала на "вы" обращаться. имело отличный эффект. так что вы зря

да, и моя самая любимая учительница в лицее обращалась к нам на вы. и мы с ней до сих пор общаемся, она все еще иногда по привычке на вы говорит
23.11.2016 в 11:23

Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
К маленьким детям на "ты", к половозрелым подросткам (лет с 13-14) на "вы", если они не мои знакомые.
23.11.2016 в 11:37

Я часто работаю с детьми и знаю, что до где-то примерно 11-12 лет они обижаются на "вы" и просят так к ним не обращаться - они видят в этом не вежливость, а холодность. Более старшим детям безразлично и потому я спокойно говорю "вы".
Потому с незнакомыми детьми поступаю также.
23.11.2016 в 11:45

Гарри Поттер научил нас тому, что никто не заслуживает жить в шкафу
К детям на ты, к подросткам и сверстникам на вы, хотя в Германии обычно к сверстникам и тем, кто младше, все на ты.
Люблю английский, там таких проблем нет :с
23.11.2016 в 11:46

угребись.
лет до 18 на ты, потом на вы
я всегда в этом случае вспоминаю дедулю знакомых, который мне начиная с 5ти лет обращался на вы и меня это страшно раздражало. мне казалось что он скорее прикалывается надо мной, чем серьезно. на ты обращения были проще, понятнее и приятнее.
23.11.2016 в 11:52

я к тем незнакомым детям, кто на вид старше младшеклассников, обращаюсь по умолчанию на вы и барышня/юноша.
Ну, и дебильное «простите, пожалуйста», звучит глупо, но оно как-то само лезет.
У меня скорее академическая привычка всем «выкать», в университете к студентоте все преподаватели были на «вы», в аспирантуре тем более, когда работала в школе к ученикам тоже обращалась на «вы», было странно им «тыкать» независимо от того в восьмом они классе или в одиннадцатом.
23.11.2016 в 12:39

Работала с детьми, всегда на ты, даже представить не могу, чтобы я ребенку сказала "вы". Ты - более простое обращение, создаёт ощущение, что мы уже знакомы. Соглашусь, что дело в тоне.
23.11.2016 в 13:27

angry always red | женщина-гиена и лопата судьбы | свят ли гамбургер из священной коровы?
Эллеонор, в смысле, что у разных людей, разные загоны на тему обращений.
23.11.2016 в 13:49

Каме может, и я смогу
лет до 15-16 на "ты", дальше - на "вы".
23.11.2016 в 14:41

а я и не знаю, где ты и с кем
к малышам - примерно до начала школы на глазок - на ты, потом на вы
23.11.2016 в 14:48

Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь (с).
к подросткам лет 16-17 уже на вы. а к маленьким не вижу смысла выкать, они сами от такого обалдеют. да я даже в универе обалдевала, что нас на "вы" все преподаватели зовут. но потом привыкла, было бы странно иначе. плюс разница в возрасте: людям постарше, мне кажется, будет нормально обращаться на "ты" и к молодым людям/девушкам даже лет 20. наверное.
ну и это "вы" меня вообще очень сильно коробит. когда родственники называют моего мужа на "вы", а я аж передергиваюсь. какое там вы, мы еще сами дети...
23.11.2016 в 14:51

"Как будто кто-то в школе не знает, что мисс МакКанарейкл дымит как паровоз, пьёт как сапожник и ругается..."
Лет до восьми-девяти называю на «ты». После — зависит от ситуации.
Если я с ними общаюсь как педагог (например, в жюри на конференции, пришла читать лекцию на урок), то только на «вы». Не задумывалась, правильно это или нет, но меня так научили, и мне это нравится.
А с детьми не по работе я не общалась никогда. Поэтому не знаю, стала бы я говорить «ты» двенадцатилетнему подростку.