НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
Как вы думаете, что будет с языком лет через 100? как и куда он разовьется?

Вопрос связан с тем, что (это неизбежно и закономерно) у нас много заимствований из других языков, грамотность падает, народ изъясняется на мате.

из-за тех же технологий и отсутствия необходимости - мы уже практически не пишем руками и, соответственно, не задумываемся о грамотности, отдавая на откуп технологиям.

скатимся до эмодзи?
или сольемся с каким-либо другим языком?

сама замечаю, что уже делаю кучу грамматических ошибок.
Не говорю про пунктуацию или про то, что мне банально лень писать кавычки или предложение с заглавной буквы.

я не хочу сказать, что паника-паника все плохо.
язык развивается, как развивается, своим естественным путем.

Как вы думаете, как будет?
Безграмотность не удручает?


@темы: Общение: поговорим?

Комментарии
04.04.2023 в 09:48

Таковы мои принципы, и если они вам не нравятся, у меня есть другие
Да ничего особенного не будет, какие-то слова устареют, какие-то новые появятся, грамматические правила будут меняться. Все как всегда и было.
Безграмотность не удручает, я сторонница мнения, что язык для людей, а не люди для языка, и если всем упорно хочется звать кофе оно - значит, оно и есть оно
04.04.2023 в 09:50

Не говорите так быстро, я не успеваю класть х*р на ваши слова.
Ну не все так плохо.
На каком-нибудь Мэйле или Дзене, конечно, все плохо, но в среднем по больнице люди пишут вполне грамотно. Через 100 лет будут какие-то заимствования, что-то уйдет из языка, но в целом, особо ничего не изменится.
04.04.2023 в 09:55

В лингвистике разводятся понятия "язык", "речь" и "грамматика". Причем "грамматика" имеет 2 значения: 1) синтаксис + морфология = то, что является основой языка, что описывает основные принципы его работы (образование слов и предложений) 2) академические правила, закрепленные в талмуде, который так и называется - "Грамматика", обычно с указанием года, когда они были закреплены.

Русский язык будет жить и ничего ему не будет, пока жива грамматика в значении 1.

Заимствования были, есть и будут всегда - это и есть признак того, что язык живой - он способен заимствовать и адаптировать слова в своей парадигме.
Стремление к краткости - это нормально для всех языков. Создание штампов - нормально для всех языковых стилей, точно также, как нормально для нашего мозга придумывать шорткаты. Вхождение в широкое употребление новых графических выразительных средств (в 18 веке - точка с запятой, в 21 - сочетание точки с запятой, тире и скобочки) - это тоже нормальный процесс развития письменной речи. Причем, письменная речь - это не язык, а одна из форм его применения. В иностранных языках в письменной речи тоже используются эмодзи :-)
В 16 веке тоже не задумывались о скобочках, кавычках, запятых, заглавных буквах и прочем.
Правила грамматики, принятые в конкретный промежуток времени - это тоже не язык.
Литературная норма - это только одна сторона языка, и принятые правила грамматики идут рука об руку с литературной нормой.
Есть еще огромное множество диалектов, жаргонов и сленгов, которые точно также относятся к русскому языку, но не вписываются в литературную норму. Так было, есть и будет. Это жизнь) "Язык Пушкина" защищать точно не необходимо.
04.04.2023 в 10:11

Я женщина творческая...хочу творю...хочу вытворяю
впечатление такое, что 100 лет назад люди не матерились. для информации - мат обнаружили даже на берестяных табличках в Новгороде.
а заимствования были всегда. опять таки для информации - слово книга происходит от китайского "свиток".
а с языком ничего не будет пока на нем пишутся научные труды. эти книги всегда будут востребованы и люди будут изучать язык, чтоб их прочитать.
04.04.2023 в 10:18

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
что 100 лет назад люди не матерились
я про масштаб.
да, сейчас будет в духе - вот в наше время:old:

в мою бытность мы в школе при общении среди своих не разговаривали на мате.
а школьники сейчас вполне, причем с малых лет.
да и не школьники тоже - открыть почти любой ютуб каких-нибудь комиков и там на нём-таки разговаривают. типа ЧБД
04.04.2023 в 10:19

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
Стремление к краткости - это нормально для всех языков. соглашусь, поэтому меня раздражают всякие феминитивы, они удлиняют слово :lalala:
04.04.2023 в 10:21

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
в среднем по больнице люди пишут вполне грамотно
это было б прекрасно, если б это так и было.)
04.04.2023 в 10:39

Я женщина творческая...хочу творю...хочу вытворяю
Babysitter-sisipascha, "в наше время" - это отголоски советской культуры. ей достаточно плотно занимались в советское время. настолько плотно, что еще лет на 20 после развала хватило при полной деградации всего и вся в 90-е.
04.04.2023 в 11:12

Я с ТС, пожалуй, соглашусь насчёт мата - я ребёнок девяностых, но мы никогда не матерились в таком масштабе, как я это наблюдаю сейчас. Проходишь мимо детской площадки во дворе, там мат-перемат, даже мой начальник - бывший шахтёр - так не выражается.
И безграмотность просто жуткая, почитаешь дзен/ВК/Инстаграмм, прям кровь из глаз, да и на работе молодёжь уже плохо пишет. (Режим «бабка на лавочке» включён)
04.04.2023 в 11:17

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
Mughi, ну если допустить, что развитие идет по спирали, то
вот когда-то был подъем, когда-то спад (теперь) и он будет углубляться,

а потом снова будет подъем. Только в какой форме он будет?

век возрождения в виде написания писем?

не знаю, чтения каких-либо книг, цитирования поэзии?

"наши-то" и старше еще помнят школьную программу. а вот молодняк уже нет, то ли они не учили столько наизусть, чтобы что-то да осталось, то ли вытесняется все это объемами новой информации.

эт я философствую.

вообще, я за развитие телепатии - сразу в чистом виде. и коротко, и сердито )
и никаких проблем с написанием - ну если только тебе не приходит мысль "я требую позвонить своему авокадо" :glam:
04.04.2023 в 11:22

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
Трёхдюймовочка, да, я именно про эти симптомы.
к чему они приведут, что во что переродится.

с развитием технологий писать совсем не надо будет?
ведь чтобы что-то писать, надо знать какие-то слова, которые писать.

ну пойдет язык по стезе упрощения и...?
придет к языку Эллочки Людоедки?

а потом со временем пойдет снова в развитие?
04.04.2023 в 11:25

Yeah, I fell out of bed the first night I was sleeping here. That’s about as close to skydiving I got this week (c) Andy Roddick
в мою бытность мы в школе при общении среди своих не разговаривали на мате.
ох уж это ханжество поколений. а вот нааааааше поколение не ... (подставьте нужное). не хватает только лавочки и семечек.
ну в вашу бытность конкретно в вашем маленьком социальном кружке не говорили
а в соседней школе/дворе/улице говорили

даже больше того скажу. в кругу моей мамы в детстве никто толком не матерился. а в кругу отца в спортивной среде - еще как. короче это всегда было, есть и будет. не преувеличивайте масштаб, что сейчас ВСЕ только матом говорят. к слову, если вы так переживаете за грамотность, то выучите фразу "говорить/разговаривать матом". потому что "разговаривать на мате" - это две девочки-гимнастки в зале на мате стоят и разговаривают.

вы не переживайте за язык. это огромный-преогромный организм, который видоизменяется и меняется всегда-всегда-превсегда. независимо от вас, и меня. в масштабе одного человечка или даже социального круга одного человечка, повлиять на эту махину одному довольно тяжело. развитие языка всегда будет, оно не плохо и не хорошо. если вы считаете, что сейчас заимствования из инязов слишком много, то вам откроется дивный новый мир, если вы залезете в этимологию большинства нормальных "русских" слов.

"наши-то" и старше еще помнят школьную программу. а вот молодняк уже нет, то ли они не учили столько наизусть, чтобы что-то да осталось, то ли вытесняется все это объемами новой информации.
да-да, точно. вот ровно то же самое ровно теми же словами, когда-то говорило старшее поколение про нас. тот факт, что нынешнее поколение совершенно не заинтересовано в школьной программе (да и мое тоже, кстати), это больше говорит о несостоятельности школьной программы, чем о молодежи. отстаньте от нового поколения. поверьте, оно во многом умнее вас. только в том, что им важно и нужно, а не в том, что важно и нужно было предыдущим. кстати, так, если совсем честно, то то, что силой впихивали в нас наши родители и тп, нам тоже было не очень-то нужно по большей части. просто все забыли об этом, потому что вздергивать нос перед молодыми - это копирование моделек, которые мы наблюдали, пока были молодые/маленькие сами. печально, что никто не хочет на эту тему рефлексировать (это к слову о "фуфловости психологов" постами ниже)

учить наизусть в век интернета - рудимент
хард скилз в век интернета - рудимент
софт скилз, в которые мы не очень умеет, а наши родители еще меньше умеют - вот что становится важнее и важнее с каждым годом.
04.04.2023 в 11:38

Будь тверд, как лед, текуч, как вода, и пффф, как пар!
вроде бы сейчас есть исследования, которые говорят, что наоборот, люди стали грамотнее (сама не читала исследования, есчо, пересказы слышала на ютубе). Потому что читают и пишут люди заметно больше, чем когда-либо раньше. У меня сестра-подросток вообще не любит читать книги, но при этом может завернуть очень крутое предложение и в целом грамотно пишет. как раз из-за того, что читает посты, тг каналы какие-то, фанфики, статьи, комменты)

в общем, не всё так страшно, как кажется, если посмотреть на свои сообщения без заглавных букв)

по поводу заимствований - половина войны и мира на французском, но это русская классика. а так слова заимствовались и будут заимствоваться, не думаю, что это так уж плохо)

матом люди ругаются по-разному, у меня в детстве его было больше, чем во взрослой жизни, протест такой. у кого-то по-другому. люди разные)
04.04.2023 в 12:28

Клоп-вонючка
"Вот в наше время..."
А в "ваше" время каждый лил свои мысли в интернет?))
А как насчёт банальной автозамены?))
04.04.2023 в 12:34

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
учить наизусть в век интернета - рудимент
да, это рудимент. Правда, с моей точки зрения, тут момент что ради чего

учить ради учения - рудимент
учить, чтобы развивать память и мозг - ну такое...


выучите фразу "говорить/разговаривать матом".
спасибо за поучения, я уже в посте призналась, что белое пальто, увы, не ношу, хотя и хотелось бы, наверное.

и спасибо за ваше беспокойство, я не переживаю. Это неизбежно и закономерно- как я написала выше.
04.04.2023 в 12:35

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
вроде бы сейчас есть исследования, которые говорят, что наоборот, люди стали грамотнее
это радует )
04.04.2023 в 12:39

sötnos
мне кажется, по вашему запросу было бы интересно почитать лингвиста Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» и ещё «Живой как жизнь» Чуковского — по материалам XX века. про то, что происходит с языком, как он вообще работает и что для него действительно опасно, а про что скорее принято громко тревожиться)
04.04.2023 в 12:43

Думаю, он изменится, но дихотомия разговорный/литературный язык никуда не денется.

Собственно, заимствования, смайлики и пр. - это разговорный язык, который всегда стремится к тому, чтобы коммуникация была удобнее и яснее. Безграмотность не сильно удобна в общении, так что безграмотным разговорный язык не станет никогда. Но она будет появляться, поскольку это не такой страшный грех в разговорной речи, как в литературной.
А вот творческие веяния в разговорном языке - смайлики, заимствования и т.д. - будут появляться и исчезать. Жаргон будет, всякие смешные варианты написания слов тоже будут, это коммуникация, она всегда стремится к коммуникативной выразительности. Это конечно странно считать смайлики искусством, но вообще-то оно и есть: как выразить свою мысль понятно, оригинально, интересно и по-новому. В разговорном языке на самом деле много поэтики.

А литературный язык, как гораздо более консервативный, будет меняться мало. Раз в десять лет поменяли кофе с мужского на средний род, и хорош. Литературным языком пользуются не для разговоров, а для письма. Люди, заинтересованные в окололитературной деятельности, никуда не денутся. Просто в вашем окружении их наверно мало, может в вашем окружении именно разговорники абсолютное большинство.
04.04.2023 в 12:48

Все думали, что Вася наркоман, а он межгалактический шаман.

Ну а что было с языком 100 лет назад? Это времена Ленина и Есенина.
Ничего, примерно то же, что и сейчас. Изменились некоторые речевые обороты, устарели одни слова, им на смену пришли другие, но глобально ничего не поменялось.
Безграмотно пишущие люди были во все времена, но сейчас они хотя бы что-то пишут, а 100 лет назад некоторые просто не умели писать. 


С чего бы русскому языку сливаться с каким-то другим? Или эмодзи, компьютеры и мат только в России существуют, а строго за ее границами все говорят на языке Шекспира, делая книксен? Все языки эволюционируют примерно одинаково.


04.04.2023 в 13:27

музейный синдром
[Vassilyi]Ну а что было с языком 100 лет назад? Это времена Ленина и Есенина. Ничего, примерно то же, что и сейчас.  
да вы шутите ))) 100 лет назад советская власть приняла правила, что "как слышится, так и пишется" и несколько лет этому учила в школах. моя бабушка в итоге писала с орфографическими ошибкамивсю жизнь - у нее этот эксперимент пришелся в аккурат на времени формирования навыка.

по теме: из очевидного, мне кажется, в ближайшее время произойдет нормализация мата. просто по факту, что его употребляют в разговорной речи уже практически все носители языка. 

а по поводу того, что из-за цифровизации падает грамотность... во-1, не факт. выше писали, что по некоторым данным все наоборот. а во-2, не надо забывать, что грамотная письменная речь на протяжении веков была уделом очень небольшой части населения планеты :) языки при этом никуда не девались, в общем. если только на них не переставали разговаривать, что нам пока точно не грозит. в крайнем случае, вернемся к такому же.
04.04.2023 в 13:34

у тебя остаешься - ты
Babysitter-sisipascha
с развитием технологий писать совсем не надо будет? ведь чтобы что-то писать, надо знать какие-то слова, которые писать.
Это вы просто не заглядывали в разнообразные сообщества фанфикописцев и самиздат. В среднем по больнице читать и писать стали больше. Просто никто же не видит, что там делает в своем смартфоне человек по вечерам, а судить по тому, как себя ведут подростки, которые друг перед другом выпендриваются... ну такое себе)
04.04.2023 в 13:36

"Как будто кто-то в школе не знает, что мисс МакКанарейкл дымит как паровоз, пьёт как сапожник и ругается..."
И безграмотность просто жуткая, почитаешь дзен/ВК/Инстаграмм, прям кровь из глаз, да и на работе молодёжь уже плохо пишет. (Режим «бабка на лавочке» включён)

Дело ещё и в том, что лет 15–20 назад и интернет-то был далеко не у всех, а блоги там вели и комменты оставляли единицы, если сравнить с тем числом, кто сейчас пользуется соцсетями. Плюс доступность интернета — раньше надо было компьютер иметь дома или не работе, стоили компы и инет дорого, щас телефон есть у каждого, инет копеечный.
Логично, что пользователей больше — больше и безграмотности.
04.04.2023 в 14:18

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
Ferry,

грамотная письменная речь на протяжении веков была уделом очень небольшой части населения планеты языки при этом никуда не девались, в общем. если только на них не переставали разговаривать, что нам пока точно не грозит.

кстати да. соглашусь.
спасибо, что напомнили
одна латынь чего стоит.
раз мы ее в гимназии и универе учили )
так что даже, если и перестали разговаривать на языке, то не обязательно, что язык уйдет

и тот же эсперанто - интересная история, хотя сейчас вроде бы в сторону вымирания движется.
04.04.2023 в 14:22

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
В среднем по больнице читать и писать стали больше.
знаете, я тут поняла, что я не задумывалась о том, что больше/ или меньше пишут.

hmurka,
в том смысле, что от руки теперь писать смысла нет - я про это.
возможно, это у меня так, а у других нет, что когда пару-тройку раз слово напишешь, то оно задумаешься и запомнишь, как писать. И визуально тоже слово зафиксируешь.

у меня так с неправильно написанными словами- как песчинка в глаз попадает = что-то не то, больно, неприятно. такая визуальная реакция.
04.04.2023 в 14:29

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
skyfox-ilse, Логично, что пользователей больше — больше и безграмотности.

логично и справедливо.

я, наверное, больше с той стороны подходила, что отваливается то, чем не пользуются, отваливается за не надобностью.

я не объективна в своем видении, но мне кажется, что что-то да отваливается в нашем языке на данном этапе.
вопрос, что во что переродится.

что-то уходит, мат приходит
04.04.2023 в 14:30

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
Ferry,
по теме: из очевидного, мне кажется, в ближайшее время произойдет нормализация мата. просто по факту, что его употребляют в разговорной речи уже практически все носители языка. 


занятно, интересно произойдет ли это и в каком качестве, если произойдет.

в пунктуации?
вместо запятых будет просто блядь.
где точка - сука.
точка с запятой - сука блядь
04.04.2023 в 14:48

"Как будто кто-то в школе не знает, что мисс МакКанарейкл дымит как паровоз, пьёт как сапожник и ругается..."
что-то уходит, мат приходит

Babysitter-sisipascha, ну мат такая штука, мне кажется, он всегда где-то есть.
Мне вот по своему опыту, который так же, как и чей-то ещё, нерелевантен, кажется, что десять лет назад мата было больше, просто вспоминаю, как с друзьями общалась в тех же соцсетях и в комментариях, даже опрос проводила у себя на страничке в ВК: «Считаете ли вы, что интеллигент должен уметь выражаться матом?»
Большинство голосовало за мат.

А Тёма Лебедев как матерился — а ведь вполне себе ролевая модель, умный, богатый, талантливый. Да, десять лет назад ютуб-комики, возможно, меньше матерились, так их раньше и не было почти.
04.04.2023 в 14:54

Я женщина творческая...хочу творю...хочу вытворяю
да вы шутите ))) 100 лет назад советская власть приняла правила, что "как слышится, так и пишется" и несколько лет этому учила в школах.

вообще-то нифига подобного.
язык был унифицирован в первую очередь исключением 4 букв. В том числе буквы i которая сейчас так активно украинцами используется. Собственно с этого момента и пошло разделение. Русский язык по сути кастрировали, удалив изрядную долю архаики и сделав его более структурным. Это хорошо для экспансии языка (иностранцам легче), но теряется "природная красота". Но в целом - это не плохо и не хорошо. Это просто развитие. А иначе язык станет мертвым как латынь.
04.04.2023 в 15:44

LLAP
в мою бытность мы в школе при общении среди своих не разговаривали на мате.
А мы разговаривали.

Изобилие мата в речи - маркер социальной проблемы, а не образовательной.

Что касается грамотности, то это очень забавно. Дело в том, что раньше, написав раз в год письмо подруге, ты не показывал его никому, никто, кроме этой самой подруги, не мог знать, что ты в школе плохо учился. Сейчас, когда мы публично пишем каждый день, люди в интернете видят каждую нашу ошибку, и может показаться, что ошибок стало больше. Это не так, на самом деле просто непрофессиональных текстов стало больше. Существует ровно ноль данных о том, что процент неграмотных вырос.

Зато в 90-е в моем окружении 100% людей говорили звОнит, а за последние лет 10 я это слышала только в качестве карикатурного примера.
04.04.2023 в 15:48

Спите. С теми. Кто снится. Вы сами — один из них.
Анна Роддик, особенно классно софт скиллзы помогают при строительстве домов.